
На фото: Дробление бетонных плит на муниципальной трассе, 2017 год
Не для кого не секрет, что повторное использование материалов после сноса бетонного покрытия помогает сохранить и защитить окружающую среду. Более того измельченный бетон, отслуживший свой срок эксплуатации может быть прекрасным материалом для придания прочности новым бетонным конструкциям или быть использован в качестве материала для изменения высоты участка или корректировки свойств грунта.
Бетонные покрытия не только прочные, но и долговечные. Но после окончания времени использования возникают трещины, которые являются вестниками последующего разрушения. Влага попадая в трещины и сколы бетона не только в прямом смысле вымывает бетон и снижает прочность, но и при замерзании, увеличиваясь в объеме, разрушает бетон изнутри.
Когда необходимо разрушить бетонное основание применяют популярные методы сноса: механический, химический, гидравлический, ручной. Благодаря которым полученный материал используется для укрепления грунта для новой поверхности.

Разрушенный фрагмент бетонного покрытия
Конечно, механический снос бетонных поверхностей, применяется наиболее часто. Демонтаж бетонных покрытий с использованием ручного инструмента так же востребован, когда необходимо разрушить конструкцию на ограниченной площади или отсутствует возможность применения тяжелой техники.
А что же делать если необходимо демонтировать большие площади бетонного покрытия? Если предстоит демонтаж полотна дороги или аэродрома? И все это нужно выполнить в сжатее сроки
Для сноса бетонных покрытий используются следующие методы:
- дробление
- ультразвуковой (RMI)
- химический.
Технология разрушения поверхности заключается в дроблении старых бетонных плит и превращении их в основание фундамента, на который укладывается новый слой асфальта или бетона. При разрушении чаще всего используется MHB (Multi Head Breaker). Метод применяется при обновлении покрытия взлетно-посадочных полос, городских и загородных дорог, парковок и других больших площадей.

Фото: Разрушение поверхности взлетно-посадочной полосы аэропорта методом RMI, 2014 г.
Многоголовочный отбойный молоток на пневматических колесах оснащен парами молотов (половина молотов находится в переднем ряду, другая половина — в заднем, также в ряду, но со смещением по диагонали от первого ряда). Ширина дробления за один проход составляет от 0,7 до почти 4 м, поэтому всю ширину ленты дорожного полотна можно снять сразу. Оператор машины имеет возможность регулировать скорость движения и высоту опускания каждой пары молотов, таким образом можно получить нужную степень измельчения поверхности.
После применения MHB, для уплотнения используется вибрационный каток, за которым следует гладкий каток, предназначенный для осаждения измельченного материала. Важной особенностью машины MHB является то, что весь измельченный материал остается в сзади машины, так что уже не повреждается уже фрагментированная поверхность. Измельченный материал используется как основание для укладки(заливки) бетона.
Те
хнология RMI(или как ее еще называют, технология виброрезонансной деструктуризации) позволяет сократить время и снизить затраты на реконструкцию дороги, связанную с покупкой и доставкой заполнителя на фундамент, а также демонтажем и транспортировкой старого покрытия. Правильный контроль после затирания очень важен, в частности проверка фракции полученной смеси после измельчения.
В Западной Европе данная технология стала активно использоваться с середины 2000-ых годов. Применение этих машин позволило резко сократить время реконструкции старых дорог, аэродромов. Постепенно, данная технология становится популярной и в России. Так, при реконструкции аэропорта в Пулково в 2008 г широко применялась данная технология .

На фото: реконструкция взлетно-посадочной полосы в АЭ Пулково
Ультразвуковой метод RMI основан на разрушении поверхности без отрицательного воздействия на окружающую среду. Для измельчения поверхности используется специальный аппарат, оснащенный рабочей балкой, которая призводит колебания с относительно небольшой силой (10 кН) на глубину 2 см частотой 44-48 Гц.. Виброрезонансный аппарат монтируется, как правило, на автомобильное шасси.
При разрушении армированного покрытия бетон полностью отслаивается от арматурной стали. Полученный таким образом материал уплотняется вибрирокатками (колебания малой амплитуды и высокой частоты). Использование этой технологии ускоряет ремонтные работы в несколько раз и снижает затраты на строительство более чем в полтора раза.
Существенным преимуществом метода является разрушение бетонных покрытий по всей их толщине негативного воздействия на подстилающее основание .
Химическое дробление бетонных покрытий — это безвзрывная технология. Препарат в виде порошка (Dynacem, Cevamit) смешивается с водой и помещается в отверстия, просверленные в бетонном покрытии.

Фото 4. Дробление взлетно-посадочной полосы аэропорта методом RMI
Когда вода начинает химическая реакция связывания порошковой смеси и происходит отдача тепла, разлитое вещество разбухает. Увеличиваются объем и давление, величина которых может даже в несколько раз превышать предел прочности бетона, и тогда бетонное покрытие лопается.
Основными преимуществами химического дробления являются: отсутствие шума при сносе, отсутствие необходимости в использовании тяжелого оборудования, процесс происходит в специально отведенных зонах, можно контролировать процесс возникновения трещин и хода деконструкции.
Следует помнить, что во время сноса бетонного покрытия сотрудники должны быть надлежащим образом защищены каждым способом.